Развитию беспилотных авиационных систем придаётся большое значение в контексте стремительного развития технологий, в том числе цифровизации, роботизации, ИИ и других направлений технологического развития.
По поручению Президента в текущем году была принята стратегия развития этой важной новой отрасли, разработан и утверждён соответствующий национальный проект. На очередной стратегической сессии члены Правительства обсудили перспективы формирования и развития индустрии производства и эксплуатации БПЛА.
Определённые наработки в России уже существуют. Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство. Применяются такие аппараты для нужд геодезии и картографии, в автомобильном транспорте и судоходстве.
В ближайшие годы государству предстоит выполнить нескольких важных задач от формирования промышленной базы, программного обеспечения, инфраструктуры, поддержки спроса на продукцию и услуги до развития научных и технологических компетенций, конструкторской и инженерной школы.
Количество лёгких беспилотников уже исчисляется десятками тысяч. Но в основном они пока изготавливаются технологическими энтузиастами. Нужно систематизировать и масштабировать производства. За предстоящие 7 лет планируется почти вдвое увеличить объём российского рынка тяжёлых и средних аппаратов. Причем, достичь поставленных целей не только за счёт создания инновационной техники, но и за счёт расширения услуг на её основе, которые востребованы потребителями – от доставки в удалённые населённые пункты до предупреждения чрезвычайных ситуаций, аварий и выполнения целого ряда других важных задач. И одновременно увеличить долю отечественной продукции втрое – до 70%.
Применение беспилотников повышает операционную эффективность предприятий. В области сельского хозяйства выросла вдвое производительность труда при обработке растений средствами защиты. В энергетическом секторе риск возникновения аварийных ситуаций уменьшился в 8 раз за счёт обследования линий электропередачи, а скорость проведения инспекций выросла пятикратно. В топливном секторе затраты на воздушное патрулирование газопроводов снизились в 3 раза, а длительность работ сократилась на 70%. Аналогичные примеры есть в других отраслях.
Для дальнейшего успешного развития необходим системный подход. В рамках расширения сектора будет создана инфраструктура для обеспечения полётов на территории страны в едином воздушном пространстве. Будет развиваться сеть научно-производственных центров. Для разработчиков, производителей, пользователей, эксплуатантов появятся цифровые решения. Планируется подготовить свыше 1 миллиона специалистов.
Новые технологии придадут импульс структурной перестройке всей экономики, включая машиностроение, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, повысят их операционную эффективность. В результате появится возможность сформировать новые и усовершенствовать уже существующие сервисы и, что очень важно, повысить доступность целого ряда услуг.