О достижениях и перспективах китайской космической программы

О достижениях и перспективах китайской космической программы

О достижениях и перспективах китайской космической программы


Начиная с 2016 г. 24 апреля в Китае ежегодно отмечается Национальный день космонавтики. Отсчет своей космической программы КНР ведет с 1970 г., когда в этот день был запущен первый китайский искусственный спутник «Дунфан Хун-1» («Алеет Восток-1»). Через 33 года Китай полноправно вступил в международный клуб космических держав, став третьей страной в мире после России и США, способной самостоятельно осуществлять пилотируемые запуски. В этом году 52-я годовщина рождения китайской космонавтики ознаменована выдающимися достижениями Китая в области освоения и изучения космического пространства.

Развитие национальной космической программы рассматривается в Китае как сфера коренных национальных интересов и напрямую соотносится с вопросами национальной безопасности. Заместитель директора Института международных дел и государственного управления Шанхайского политико-правового института, профессор Хэ Цисун считает, что развитие космической сферы крайне актуально и связано с вопросами глобальной стратегической стабильности и равновесия, имеет непосредственное отношение к делам мира и безопасности, тесно связано с аэрокосмическими технологиями и наращиванием военной мощи в эпоху информатизации. Продвижение космической программы напрямую соотносится и с международным имиджем страны, имеет важное политическое значение и является «важным проявлением жесткой и мягкой силы».

На протяжении всего этого времени Китай реализует программу мирного освоения космоса и приглашает другие страны к активному участию в совместных проектах. Для того чтобы представить мировому сообществу важные этапы собственной деятельности, а также обозначить основные задачи, стоящие перед китайской аэрокосмической отраслью, раз в пять лет КНР выпускает белые книги по космонавтике. 28 января 2022 г. в Китае была обнародована очередная белая книга «Космическая деятельность Китая — 2021», в которой обобщаются достижения страны в освоении космоса за последние пять лет и обозначаются ключевые задачи по изучению космоса на последующие 15 лет. Это пятый по счету подобный документ (предыдущие выходили в 2000 г., 2006 г., 2011 г. и 2016 г.).

На презентации Белой книги заместитель директора Китайского национального космического управления (CNSA) У Яньхуа заявил, что на ближайшие пять лет перед Китаем стоит задача закрепиться в числе великих космических держав. За истекшие пять лет Китай осуществил 207 запусков, 183 из которых были реализованы при помощи ракета-носителей серии «Чанчжэн», эффективность которых составила 96,7%. На орбите находятся более 500 спутников, которые работают на службе развития экономики и общества, играют важную роль в обеспечении безопасности и цифровизации Китая и способствуют развитию таких проектов, как умные-города, беспилотное вождение и др. Кроме того, У Яньхуа отметил быстрое развитие коммерческих космических предприятий.

Согласно Белой книге по космонавтике 2021, основными целями развития китайской космической программы являются изучение космического пространства, расширение представлений о Земле и космосе; мирное использование космического пространства, сохранение безопасности космического пространства, построение сообщества единой судьбы человечества в космической сфере; удовлетворение потребностей экономического строительства, научно-технического развития, национальной безопасности и общественного прогресса и др.; повышение уровня культуры и образованности населения, охрана национальных интересов, укрепление совокупной национальной мощи.

В 2021 г. Китаем были достигнуты значимые достижения в области космонавтики.

КОСМИЧЕСКИЕ ЗАПУСКИ 

Важных результатов КНР добилась в области космических запусков. В 2021 г. было реализовано 55 пусков, 52 из которых оказались успешными. В их числе 48 запусков ракетоносителей серии «Чанчжэн», четыре запуска грузовых ракетоносителей «Куайчжоу-1», запуск грузового ракетоносителя «Гушэньсин-1» и два запуска грузовых ракетоносителей «Шуанцюйсянь-1» (Hyperbola-1). Последние были реализованы частной космической компанией Interstellar Glory, и именно они и закончилось неудачно. Это рекордный показатель для Китая, который вывел его на первое место в мире по числу космических запусков. Для сравнения: в 2021 г. США осуществили 51 запуск, а Россия — 25. При этом США по-прежнему занимают первое место по числу выведенных на орбиту космических аппаратов (в основном за счет коммерческих запусков компании SpaceX).

ПИЛОТИРУЕМАЯ КОСМОНАВТИКА 

В 2022 г. Китай планирует реализовать шесть пилотируемых космических запусков в рамках завершения строительства своей космической станции. К базовому модулю планируется пристыковать два лабораторных модуля — «Вэньтянь» и «Мэньтянь». Кроме того, в предстоящее время на станцию будут отправлены два грузовых корабля и два пилотируемых корабля с космонавтами. Общий вес  орбитальной станции «Тяньгун» после завершения ее строительства составит около 90 т, что в пять раз меньше Международной космической станции (МКС). Находясь на высоте 400 км, она будет способна на постоянной основе принимать трех членов экипажа и до шести человек при смене экипажей. Срок эксплуатации китайской космической станции, как ожидается, составит около 10 лет.

Официальный представитель пресс-службы МИД КНР Ван Вэньбин 18 апреля 2022 г. на пресс-конференции заявил, что китайская космическая станция является первой в истории космической станцией, открытой для космонавтов всех стран — членов ООН. «Китайская космическая станция приглашает зарубежных космонавтов, чтобы вместе с китайскими космонавтами они внесли еще больший вклад в изучение космических тайн и продвигали построение сообщества единой судьбы человечества». Данное заявление китайской стороны наглядно демонстрирует поведение, кардинально отличающееся от поведения США, которые на протяжении многих лет блокировали возможности работы китайских космонавтов на МКС. Между тем, это стало стимулом для Китая развивать свою пилотируемую космонавтику и строить свою космическую станцию с опорой на собственные силы.

История китайской пилотируемой космонавтики наглядно показывает постепенное увеличение длительности космических миссий до полугода. В рамках миссии «Шэньчжоу-13» трое китайских космонавтов доказали возможность длительного пребывания на китайской космической станции и провели ряд важных работ для завершения ее строительства. Следующие миссии — «Шэньчжоу-14», запланированная на июнь 2022 г., а также «Шэньчжоу-15» в октябре 2022 г., в рамках которой должна произойти смена состава космонавтов на орбите и апробация совместного нахождения на станции шести космонавтов примерно в течение недели, — также продлятся шесть месяцев.

ЛУННАЯ ПРОГРАММА 

Еще одним важным событием в китайской космической отрасли в 2021 г. стало успешное завершение лунной космической программы «Чанъэ-4». Согласно Белой книге, зонд «Чанъэ-4» впервые осуществил мягкую посадку космического аппарата на обратной стороне Луны и провел разведку и сбор образцов лунного грунта. Зонд «Чанъэ-5» впервые привез для Китая образцы внеземных объектов, успешно доставив на Землю 1731 г лунных образцов, что ознаменовало успешное завершение трехэтапного лунного проекта. Также планируется, что после 2024 г. зонд «Чанъэ-6» доставит образцы лунного грунта с южного полюса обратной стороны Луны, а зонды «Чанъэ-7» и «Чанъэ-8» будут проводить экспериментальные исследования по освоению и использованию ресурсов Луны и наблюдений за Землей для того, чтобы подготовить начало строительства китайско-российской лунной станции, запланированной на 2030 г.

Россия и Китай совместно разработали план создания лунной станции и тесно взаимодействуют на всех стадиях развития проекта. Первый этап, который планируется выполнить к 2025 г., состоит из запусков к Луне российских посадочных станций «Луна-25» (в 2021 г.) и «Луна-27» (в 2025 г.) и орбитальной «Луна-26» (в 2024 г.), а также китайских посадочных станций «Чанъэ-6» и «Чанъэ-7» (обе в 2024 г.). С использованием данных с этих станций будет определено место для строительства Международной научной лунной станции в районе южного полюса Луны.

23 февраля 2022 г. посол Китая в России в интервью отметил подписание в 2021 г. Меморандума о взаимопонимании по совместному строительству международной научно-исследовательской станции на Луне между Китаем и Россией, Совместного заявления о сотрудничестве в строительстве Международной лунной научно-исследовательской станции между Национальным космическим управлением Китая и «Роскосмосом», а также дорожной карты строительства Международной лунной научно-исследовательской станции. Что касается межправительственного соглашения о сотрудничестве по данному проекту, то, по словам посла, обе стороны в основном достигли консенсуса по тексту документа, который, как ожидается, будет подписан в ближайшее время.

Президент России Владимир Путин 12 апреля 2022 г., находясь на космодроме «Восточный», также заявил о возобновлении российской лунной программы, что может означать суммирование российских и китайских усилий по строительству лунной станции. Заместитель генерального конструктора по электрическим системам НПО им. Лавочкина Александр Митькин отметил, что запуск первой за 46 лет отечественной миссии к Луне намечен на 22 августа 2022 г. Автоматическая станция «Луна-25» отправится к спутнику Земли, чтобы отработать базовые технологии мягкой посадки в околополярной области и провести контактные исследования на южном полюсе Луны. При этом Россия и Китай рассматривают строительство лунной станции не как двусторонний проект, а как международный и приглашают мировое сообщество к совместному участию. Кроме того, согласно Белой книге, КНР планирует в ближайшие годы совместно с Россией построить объединенный китайско-российский Центр данных исследования Луны и дальнего космоса, который будет предоставлять российским и китайским ученым всю имеющуюся у двух стан информацию о Луне и других данных по дальнему космосу. Предполагается, что со временем в этот центр могут быть допущены и специалисты из других стран.

МАРСИАНСКАЯ МИССИЯ 

Значимым событием в 2021 г. для китайской космонавтики стал марсианский проект. 23 июля 2020 г. с космодрома Вэньчан на острове Хайнань был запущен первый китайский космический аппарат для исследований Марса «Тяньвэнь-1», состоящий из орбитального модуля, посадочной капсулы и марсохода. В конце февраля 2021 г. «Тяньвэнь-1» успешно вышел на орбиту Марса, а в мае осуществил запланированную посадку на его поверхность. Как отмечает профессор Цзян Минцзин, который руководил командой специалистов по разработке технологии мягкой посадки на Марс, основные проблемы случаются именно на данной стадии, что приводило к тому, что примерно половина попыток оканчивалась неудачно. Для того чтобы обеспечить успешную посадку, китайским ученым пришлось проводить исследования более двух лет, а также смоделировать поверхность Марса, чтобы опытным путем проверить все потенциальные проблемы. Вплоть до настоящего времени китайский марсоход «Чжужун» продвинулся на более чем на 1700 м по Марсу, проводя изучение поверхности и отправляя на Землю фотографии и другую информацию.

Китай осуществляет свою марсианскую программу самостоятельно, перспектив по сотрудничеству с Россией в этом направлении пока не просматривается. Это обусловлено тем, что ранее Россия сотрудничала с Европейским космическим агентством, но программа сотрудничества была отменена европейской стороной после начала специальной военной операции на Украине. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что Россия может самостоятельно осуществить марсианский проект с технической точки зрения и требуется только инвестор, в качестве которого могли бы выступить страны Персидского залива или КНР. Однако вызывает сомнения тот факт, что Китай проявит интерес к инвестициям в российский марсианский проект, поскольку уже реализовывает свой аналогичный. Окно возможностей российско-китайского сотрудничества по марсианской программе скорее заключается в технологической, нежели инвестиционной сфере.

НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА "БЕЙДОУ"

Начиная с 2000 г. Китаем было запущено 55 спутников навигационной системы «Бэйдоу», а в 2020 г. завершено развертывание группировки из 30 космических аппаратов трех типов: 24 спутника Beidou-M, расположенных на средней круговой орбите, три спутника Beidou-G на геостационарной орбите и столько же спутников Beidou-IGSO, расположенных на геосинхронных наклонных высоких орбитах. Система Beidou предоставляет услуги по определению местоположения, координатно-временного и навигационного обеспечения, глобальные и региональные услуги передачи коротких сообщений, используется международной службой сопровождения поисково-спасательных операций, в системе функционального дополнения космического базирования, системе функционального дополнения наземного базирования и высокоточной навигации в реальном времени. Возможности навигационной системы «Бэйдоу» широко используются в сфере транспорта, морском рыболовстве, гидрологическом мониторинге, прогнозировании погоды, съемке и картографировании географической информации, предотвращении лесных пожаров, синхронизации связи, диспетчеризации электроэнергии, оказании помощи при стихийных бедствиях, поиске в чрезвычайных ситуациях и др.

Навигационная система «Бэйдоу» на сегодняшний день позиционируется как глобальная — Китай подписал более 137 соглашений со странами и регионами мира о предоставлении услуг. Сейчас Китай ведет активную работу по совместимости своей системы с американской глобальной системой позиционирования (GPS), российской системой ГЛОНАСС и европейской спутниковой системой Galileo. Особенно тесное сотрудничество по взаимодополняемости национальных навигационных систем Китай ведет с Россией. Так, госкорпорация «Роскосмос» и Комиссия по китайской спутниковой навигационной системе 4 февраля 2022 г. подписали соглашение, касающееся сотрудничества в области обеспечения взаимодополняемости национальных глобальных навигационных спутниковых систем в части системных шкал времени. Долгосрочной целью российско-китайского сотрудничества в области обеспечения взаимодополняемости ГЛОНАСС и «Бэйдоу» является предоставление навигационных услуг более высокого качества за счет использования сигналов обеих глобальных навигационных спутниковых систем. Одним из таких условий выступает согласование системных шкал времени с привязкой к международной шкале UTC. Режим совместного использования сигналов ГЛОНАСС и «Бэйдоу» позволит снизить риски в навигационном обеспечении потребителей, повысить точность и надежность решения навигационных задач.

Согласно Белой книге по космонавтике 2021, в ближайшие годы Китай планирует продвигать работу по международной стандартизации системы «Бэйдоу», а также расширять глобальные сервисы навигационной системы, создавать механизмы сотрудничества с Лигой арабских государств и Африканским союзом. Также в планах создание в Тунисе первого зарубежного центра «Бэйдоу», сотрудничество по спутниковой навигации с Пакистаном, Саудовской Аравией, Аргентиной, ЮАР, Алжиром, Таиландом и другими странами.

Измерительные станции двух систем на территории Китая и России позволят им работать на территории обоих государств. Ратифицированный Государственной Думой РФ в 2019 г. соглашение между правительствами двух стран предполагает также сотрудничество в области создания и серийного выпуска навигационного оборудования гражданского назначения, использующего системы «Бэйдоу» и ГЛОНАСС. Отдельно оговаривается и процесс разработки российско-китайских стандартов по применению навигационных технологий, которые используют обе системы, например, по контролю и управлению транспортными потоками, которые пересекают границу двух стран. Реализация достигнутых договоренностей сделает возможным использование услуг «Бэйдоу» в России пользователями из КНР и получение навигационных услуг ГЛОНАСС на территории Китая, притом бесплатно.

В ближайшие годы перед китайской космонавтикой стоит ряд важных задач. Находясь на космодроме Вэньчан 12 апреля 2022 г., председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин заявил о необходимости приложить усилия по доведению космодрома до ведущих мировых стандартов. Космодром Вэньчан на острове Хайнань является самым новым из четырех китайских космодромов и крупнейшим в Китае космодромом с самыми лучшими условиями для запуска космических аппаратов. Это первый в Китае приморский космодром, а также одна из немногочисленных космических баз, расположенных на низких широтах. Именно с этого космодрома осуществляются коммерческие запуски, количество которых предполагается существенно увеличить за счет того, что ракета-носитель нового поколения «Чанчжэн-8» может не только запускать спутники на солнечно-синхронную орбиту, но и учитывать возможности запуска на низкую околоземную орбиту и геосинхронную переходную орбиту. Кроме того, китайское правительство объявило, что построит пятый космодром стоимостью 20 млрд юаней недалеко от г. Нинбо провинции Чжэцзян, который будет специализироваться на международных коммерческих запусках.

Директор Центра мониторинга поверхности земли и цифровой обработки данных Китайского национального космического управления (CNSA) Чжао Цзянь считает, что по предварительным подсчетам вложения в космической отрасли дают отдачу всего на 10%, но применение новых космических технологий приводит к грандиозной перестройке производств, а успехи космических технологий играют важную роль в трансформации национальной экономики, стимулируют развитие таких отраслей, как умный транспорт, новые источники энергии, новые материалы и др.

Модернизация космодромов и стартовых площадок, ускорение коммерциализации космической отрасли, подготовка высококвалифицированных специалистов, популяризация знаний о космосе, разработка и широкое внедрение космических приложений и сервисов и вовлечение широкого круга международных участников в космическую программу — вот неполный список задач, которые обозначены Китаем на предстоящий период.

Наталья Селезнева, эксперта РСМД