Свяжитесь с нами:

Мы не передаем Вашу персональную информацию третьим лицам.

Необходимость создания международной системы мониторинга взаимодополняемости ГНСС

Необходимость создания международной системы мониторинга взаимодополняемости ГНСС

Необходимость создания международной системы мониторинга взаимодополняемости ГНСС


Сбой в работе европейской навигационной системы Galileo еще раз показал потребность в создании международной системы мониторинга взаимодополняемости ГНСС. Об этом журналу «Вестник ГЛОНАСС» сказал начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьев. 

«В настоящее время фактически речь идет о создании международной системы мониторинга взаимодополняемости ГНСС. Подобные предложения активно обсуждаются в рамках Комитета ООН по ГНСС. В нашей стране научные и экспериментальные исследования проводятся КБ НАВИС в рамках текущей ФЦП «ГЛОНАСС-2020» и планируются на перспективу до 2030 года», - сказал он.

В целом, эксперт отметил, что европейская навигационная система является «молодой», и еще только вводится в строй. Наличие в орбитальной группировке этой системы 26 спутников, пусть даже с разным статусом, позволяет делать оценки системных характеристик, сравнивать их с характеристиками других систем и рассматривать как одну из составляющих единой международной глобальной навигационной системы. 

«Нынешний сбой в работе Galileo можно рассматривать в качестве некоторого эпизода в становлении молодой системы, в качестве одной из проблем, сопутствующих становлению сложных и прорывных высоких технологий. Одновременно следует отметить, что по всем спутникам выданы сообщения о невозможности их использования по назначению, и тем самым минимизированы последствия сбоя», - сказал собеседник журнала.

Однако тот факт, что оперативно произошедший сбой устранить не удалось, является негативным. В связи с этим, как сообщил Муравьев, возникает несколько проблем. Во-первых, как в России, так и в мире нет организации, которая ответственно занимается мониторингом всех четырех ГНСС и формирует в интересах потребителей оперативные сообщения о качестве наблюдаемых сигналов в глобальном или региональном масштабах. В этом вопросе сейчас потребители всецело полагаются на провайдеров ГНСС.

Во-вторых, в современном мире все больше возрастает зависимость от спутниковых технологий, от качества координатного, временного и навигационного обеспечения (связь, авиация, морские и железнодорожные перевозки, наземные транспортные коридоры, городские логистические, пассажирские, коммунальные и другие системы). На повестке дня стоит развитие интеллектуальных транспортных систем, бытовой и корпоративной робототехники. Даже кратковременные перебои в работе систем, обеспечивающих мониторинг, диспетчеризацию и синхронизацию, могут привести к значительным экономическим потерям, не говоря уже о более нежелательных инцидентах. Транспортные, связные, робототехнические структуры должны не только основываться на перспективных навигационных технологиях, но и быть надежно защищены от угроз, связанных с проблемами в работе ГНСС. Достаточное ли внимание мы уделяем надежности и целостности спутниковых навигационных систем, в первую очередь нашей ГЛОНАСС?

В-третьих, указанные выше надежность и целостность во многом зависят от эффективного использования мультисистемных навигационных приемников. В то же время все навигационные системы – и глобальные, и региональные, и спутниковые, и наземные, - находятся в состоянии перманентного развития, изменения состава и состояния, разработок и внедрения новых технологий. В этой связи актуальной является проблема обеспечения взаимодополняемости рассматриваемых систем, в первую очередь ГНСС. Действительно, вводятся те или иные изменения одним провайдером одной системы и возникает необходимость оценки влияния этих изменений на совместную работу всех систем. Причем, желательно сделать такую оценку заблаговременно, чтобы не нарушить стройный ансамбль.

Стоит задача сформировать системные показатели взаимодополняемости, учитывающие особенности навигационных систем и вводимых в них изменений, а также эффективность их совместной работы.


Источник: журнал "Вестник ГЛОНАСС"